Страница 1 из 15

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 23 май 2015, 09:59
strannik
.
Нормальный подвес.gif
Мотоподвес - это устройство для автоматического наведения антенны приёмной установки на один из спутников (одну позицию ГСО).
Состоит из шагового двигателя (электромотора), который через понижающий редуктор вращает в секторе примерно +/- 80* т.н."хобот".
Ось вращения "хобота", к которому через штатную азимутально-угломестную подвеску крепится зеркало антенны, практически параллельна полярной оси.
moto3000-спустить по хоботу.jpg
Сам мотор имеет собственную азимутально-угловую подвеску для правильной юстировки оси вращения "хобота"
Управляется мотор по кабелю снижения посредством DiSEqC команд по протоколу 1.2 широтно-импульсными посылками частотой 22 кГц.
position_app_note_v1.zip
Мотор включается между ресивером и LNB приёмной установки. Это классическая последовательная схема питания мотоподвеса.

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 23 май 2015, 11:09
strannik
.
О питании мотоподвеса

Уважаемый CiberX показал на своих фото, что в моторе Strong DM-2100 питание LNB идёт напрямую:
Стронг-1.jpg
Стронг-2.jpg
К сожалению, плата из одностороннего фольгированного стеклотекстолита, а потому полоска фольги, соединяющая разъёмы, не является полосковой линией, тем более с волновым сопротивлением 75Ом.
Таким образом, любой мотор представляет собой в СВЧ тракте от LNB к ресиверу несогласованый по импедансу элемент и повышает КСВ.
При стандартной схеме включения LNB - 1.5м кабеля - мотоподвес - кабель снижения (5-30м) из-за плохого согласования волновых сопротивлений в тракте снижения резко увеличивается КСВ, что негативно сказывается на приёме.
Разница в затухании сигнала.jpg
Здесь вы видите разницу в затухании сигналов, один из которых прошёл к ресиверу через последовательно (классически) включёный мотор WinQuest MR-460 и DiSEqC коммутатор 1.0, а второй - только через DiSEqC.
Затухание достигает 14дБ!, кроме того, на ПЧ 1170 и 1890МГц мотор представляет собой фильтр-пробку. Высокая неравномерность АЧХ в пределах полосы одного транспондера приводит к искажению фазового спектра и особенно пагубно сказывается на сигналах DVB S2.
Поэтому для любого мотора будет актуальным параллельное включение по постоянному току и исключение его из СВЧ тракта снижения сигнала.
При стандартной схеме включения LNB - 1.5м кабеля - мотоподвес - кабель снижения (5-30м) из-за плохого согласования волновых сопротивлений в тракте снижения резко увеличивается КСВ, что негативно сказывается на приёме.
Было решено мотор вывести из CВЧ тракта и осуществлять его параллельное питание по постоянному току и сигналу управления 22кГц.

Известно, что питать мотор через DiSEqC переключатель нельзя, т.к. коммутирующие транзисторы не выдерживают пусковых токов мотора. Поэтому переключатель был переделан.
Антенна-запад.jpg
На фото моей антенны в западном положении хорошо видна схема коммутации элементов приёмной установки.
DiSEqC переключатель установлен под фокусом спутниковой антенны на мотоподвесе, через его 4-ый порт осуществляется управление мотором при переключениях на 1, 2 и 3 порты (фокусный LNB, LNB на круговую поляризацию в 5* мультифиде и LNB в мультифиде с угловым выносом 9.5*).

При этом мотор не включён, как обычно, последовательно, в тракт снижения спутникового сигнала, а вот на выход мотора появилась возможность подключения неподвижного (фиксированного) LNB, на который и был принят HD канал Tonis. Сигнал с этого LNB снимается при коммутации на 4-ый порт, т.е. все порты задействованы по СВЧ.
Дисек-1.jpg
Синими стрелками показаны места паек, красными - места перерезания печатных проводников. Дроссели из провода ПЭЛШО 0.15, конденсатор - керамический для поверхностного монтажа.

И, наконец, про DiSEqC коммутатор, который в тракте снижения повышает КСВ, т.к. волновые сопротивления его входов не равны точно волновому сопротивлению кабеля, через который подключён LNB, который, в свою очередь, имеет свой частотнозависимый выходной импеданс. Разница волновых сопротивлений на концах кабеля порождают отражённую стоячую волну.
Но, если длина кабеля будет кратна (желательно равна) половине длины волны, то стоячая волна будет ослаблена, а КБВ повышен.
Добавляю ещё одно фото моего мультифида с переделанным DiSEqC`ом.
На фото видно, что все LNB подключены к коммутатору полуволновыми отрезками кабеля:
Антенна-фокус.jpg
Уровень SNR в 9.5* мультифиде всего на 1.5дБ меньше, чем при приёме того же спутника на фокусный LNB.
Это заслуга не столько директора, сколько подключённого через полуволновой отезок кабеля коммутатора и параллельного питания двигателя мотоподвеса антенны.

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 23 май 2015, 11:20
strannik
Balladorim писал(а):Я так понимаю- будет ещё и НЕнормальный подвес?
Это тема отдельного разговора.
Пока фото плохого подвеса:
Плохой подвес.jpg
Почему плох этот вариант мотоподвеса - прошу высказывать мнения

Подсказка: сравните с моим мотоподвесом и найдите разницу :)

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 23 май 2015, 15:07
Сан Саныч
МИТРИС ?
1.jpg

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 23 май 2015, 15:10
Сан Саныч
strannik писал(а):
Balladorim писал(а):Я так понимаю- будет ещё и НЕнормальный подвес?
Это тема отдельного разговора.
Пока фото плохого подвеса:
Плохой подвес.jpg
Почему плох этот вариант мотоподвеса - прошу высказывать мнения

Подсказка: сравните с моим мотоподвесом и найдите разницу :)
На мой взгляд- шаткая вертикальная опора, но трудно утверждать- не видно всей картинки- может там поперечина всё таки есть.
Ну и как я понимаю- на фото- мотор задействован в цепи...

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 23 май 2015, 17:30
strannik
Balladorim писал(а):МИТРИС ?
Он самый. С открытым HD каналом.
актимель-карандаш-Митрис-2.jpg
Tonis HD.jpg

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 23 май 2015, 17:54
strannik
Balladorim писал(а):На мой взгляд- шаткая вертикальная опора, но трудно утверждать- не видно всей картинки- может там поперечина всё таки есть.Ну и как я понимаю- на фото- мотор задействован в цепи...
Шаткость/устойчивость опоры в данном случае значения не имеет.
Как питается мотор по последовательной или по параллельной схеме - для мотора абсолютно всё равно.
Речь идёт о механических характеристиках мотоподвеса.
Вот здесь совсем плохо:
Два_мотора-1.jpg
Два_мотора-2.jpg
Два_мотора-3.jpg
как в простынных постах некоторых сетевых копипастёров - навороченно много, каждая отдельная деталь замечательная, и даже работает! Но делать так не надо.
Тяжело моторам, особенно тому, что боком закреплён... :sorry:
Технику нужно любить и уважать - тогда она вам воздаст с торицей :good:

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 30 июн 2015, 21:23
Fleet449
Лет 6 назад подарил мне знакомый =мотор=Strong SRT DM-2100.У него он проработал пару лет.Недавно заметил что плохо стал работать,он то работает но сигнал стал хуже.Проверил-люфт небольшой появился.
► Показать

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 01 июл 2015, 18:04
wellikan
Вот это сат- "маньяк" в хорошем смыле этого слово , прям мастер на все руки, всегда уважал таких людей.
Реально как говорить Респекит и уважуха таким людям :good:

Установка антенны на мотоподвесе

Добавлено: 03 июл 2015, 11:57
strannik
wellikan писал(а):... прям мастер на все руки, всегда уважал таких людей ... :good:
Присоединяюсь к респекту, но дам небольшой совет - пожелание

Причиной люфта был повышенный вращающий момент по оси вращения "хобота". Через главную шестерню он создавал продольную нагрузку на подпятник червяка, что и привело к износу пластмассовой шайбы и, как следствие, к возникновению люфта.
Этот люфт заменой шайбы успешно устранён, но не надо забывать, что тот же повышенный вращающий момент приводит к износу зубьев пластмассовой главной шестерни, и устранить связанный с таким износом люфт в червячной паре гораздо сложнее...
Поэтому суть моего настоятельного совета - уменьшить нагрузочный момент на шестерню червячной пары

Как это сделать?
Поскольку момент равен произведению веса антенны (зеркала с креплением и "клюшки" с LNB) на расстояние по нормали от центра тяжести приёмной установки (ЦТ) до оси вращения главной шестерни, то нужно уменьшить это расстояние.

Как обычно, существует несколько путей, я предлагаю начать с простого:
ЦТ.jpg
Как видите, способ уменьшения нагрузки на червячную пару заключается в простом перемещении крепления "хобота" мотора с внешней стороны узла регулировки угла возвышения во внутрь, как показано на фото.
У меня этот узел был узким, и крепление я делал через отверстие 8мм в "хоботе". А у антенны Fleet449 крепление широкое, туда и поперечные "зубатые" скобы наверняка поместятся... Ну, может быть, их прийдётся чуть-чуть укоротить.
Или отказаться от них вообще, подложив со стороны вогнутой части крепления резиновую прокладку, как показано на следущем фото:
130520123158.jpg
В любом случае антенну нужно вешать на нижний конец "хобота" мотоподвеса, как можно ниже
"Выламывающий" момент, приложенный к валу главной шестерни при этом несколько увеличивается, но пошипники её вала с этим успешно справляются :good:

Для того, чтобы максимально облегчить мотору вращение антенны, "рабочую" часть "хобота" (на первом фото обведена белым прямоугольником) нужно переместить вверх и в сторону зеркала так, чтобы ЦТ лежал на оси вращения главной шестерни.
Это положение на фото отмечено вторым (копией первого) прямоугольником. При таком креплении мотоподвеса минимальная нагрузка на червячную пару + бонус: минимизация ветровых нагрузок и объёма пространства, в котором вращается антенна :good:

Мотор крутит антенну очень шустро, даже на вертикальной поляризации, шума мало...
Как я это сделал практически, расскажу позже. А пока посмотрите внимательно, как подвешена антенна на GIF-ке в первом посте, и почему на втором фото хобот такой длинный с отверстиями для крепления на самом конце :wink:

Успехов!